Главная » Афиша » Встречи с фотографией в Арле

Встречи с фотографией в Арле

Сорок лет. Это зрелость или прощание с молодостью? Знаменательная дата. Итак, должны ли мы быть серьезными или ликовать? – задумался в своей вступительной речи Франсуа Барре (Francois Barre), президент фестиваля «Встречи в Арле». Сами по себе эти сомнения привлекают мысль о самокритике, так необходимой в здоровом творческом процессе.

Предположим, что наши мнимые и настоящие шедевры у нас в руках… И что дальше? Кому показаться? Где поучаствовать? А может, стоит еще поучиться? И вообще, что делать дальше? За редким исключением, посетители многочисленных курсов и школ фотографии не могут получить ответы на подобные вопросы, да и короткая программа обучения в несколько месяцев не предполагает этого. В итоге «шедевры» показываются на сайтах, получая часто необоснованную критику/молчание/похвалу, а сами фотографы терзают интернет поиск…

А сейчас представим… Лето…Франция… Древнейший город-музей Арль… И один из старейших фотофестивалей в Европе… Не единственное, но очень достойное место, где есть, что посмотреть, и есть, кому показаться!

Сначала о фестивале

«Встречи в Арле» (Les rencontres D’Arles) – один из первых фестивалей фотографии в Европе. Идея «Встреч» принадлежит Люсьену Клергу (Lucien Clergue), Жану-Морису Рукету (Jean-Maurice Rouquette) и писателю Мишелю Турнье (Michel Tournier), усилиями которых, в конце революционных 60-ых, фотография начала завоевывать статус искусства. А началось всё с открытия Рукетом и Клергом фотографического отдела в небольшом музее Реатту, который стал первым музеем, собирающим фотографию как предмет искусства.

В первую очередь, фестиваль полюбился американцам, голодным к открытиям, и они сделали его популярным в Нью-Йорке. Париж в этом смысле отставал! Известность «Встреч в Арле» росла год от года. Теперь каждое лето сюда съезжаются фотографы и любители/ценители фотографии со всего мира, чтобы своими собственными глазами увидеть, как зарождаются новые направления в мировой фотографии, появляются новые имена и, конечно же, насладиться работами уже признанных мастеров. Город превращается в одну большую выставку: фотография заполняет кафе, галереи и даже уличные стены. И это кроме основных экспозиций, которых в юбилейном 2009 году было 60!

Фестиваль 2009 года был разделен на две темы. Сорок лет встреч объединили всех тех кто, помогал развивать идею фестиваля, в их числе издателя Роберта Делпайра (Robert Delpire), помогавшего многим фотографам донести их искусство публике, а так же Вилли Рониса (Willy Ronis) – мастера «гуманистической» школы фотографии.

Вторая тема – сорок лет разрывов – объединял более радикальных искателей фотографической правды, оспаривавших стандарты своего времени.

Фотография Нан Голдин

На каждый фестиваль приглашается гость-куратор. В этот раз им стала скандально известная американка Нан Голдин (Nan Goldin). В 2007 году, после тестирования на предмет детской порнографии, одна из её работ все-таки была признана предметом искусства. Она представила на обозрение свою всемирно известную, очень личную и откровенную серию «Баллада о сексуальной зависимости», организованную в виде показа слайд-шоу. Запечатлевая своих друзей и знакомых, Нан Голдин нарушает табу в стремлении показать взаимное притяжение людей, основанное на плотской любви. Зрители иногда смотрели на всё это буквально сквозь пальцы из-за отвращения, любопытства и – одновременно – от умиления от искренности. Кроме того, на фестивале была представлена дивная коллекция фотографий, собираемых Нан Голдин, которую составляют произведения как известных фотографов, так и молодых талантов, а также её инсталляция «Sisters, Saints and Sibyls».

Основой фестиваля стали избранные Нан Голдин фотографы. В списке гостей оказались David Armstrong, Marina Berio, JH Engstrom, Anders Peterson, Jack Pierson, Lisa Ross, Antonie D’Agata, Christine Fenzl, Jim Goldberg, Annelies Strba. Каждый из них – индивидуальность. Никогда не знаешь, что увидишь!

Фотографии Лейха Ледара

Шокирующий откровенными фотографическими отношениями с 50-летней матерью, Лейх Ледар (Leigh Ledare) показал свою серию «Pretend You’re Actually Alive» (http://www.greenenaftaligallery.com/artist/Leigh-Ledare). Снимки когда-то сверкавшей на страницах журналов, а сейчас стареющей балерины, могут смутить неподготовленного к таким порнографическим откровенностям зрителя. Через рано развившийся талант танцовщицы, а позже – через предельную сексуальность, женщина, в конце концов, предстает беззащитной жертвой, ищущей поддержки и внимания.

Фотография Андреса Петерсена

Серия шведа Андреса Петерсена (Anders Petersen), документирующего жизнь низших слоев общества в оригинальной, иногда жёсткой, но правдивой манере, раскрывает сущность отбившихся от общего потока неформалов. С невообразимо близкого расстояния он снимает людей, встреч с которыми большинство из нас избежало бы любой ценой. Но Петерсон снимает их так, что невольно проникаешься симпатией к его персонажам. (http://www.anderspetersen.se/)

Фотография Бориса Михайлова

В списке также оказался Борис Михайлов. Он представил серию «Сумерки», созданную в 1993 году, тревожную, голубую серию, похожую на страшный сон постсоветского человека, которую он сам называет своей «второй войной».

Фотография Жана-Кристиана Буркарта

Жан-Кристиан Буркарт (Jean-Cristian Bourcart) показал несколько серий. Одна из них, «Stardust», была сделана в кинотеатре: абстрактные пятна и цветные композиции иногда складываются в узнаваемые образы. «Возможно, так видят маленькие дети своих родителей», говорит автор в аннотации. Еще одна любопытная серия – «Traffic», была сделана им во время дорожных пробок из окна собственной квартиры. Утомленные ожиданием люди, ограниченные пространством автомобиля, наедине с собой, среди множества таких же людей, «защищённые и одинокие» (http://jcbourcart.com/).

Фотография Мартина Парра

Список фотографов «сорока лет разрывов» продолжили имена Duane Michals, Brian Griffin, Martin Parr, Bohdan Holomicek и др.

Фотография Наойи Хатакеямы

Серия фоторабот японки Наойи Хатакеямы (Naoya Hatakeyama) «Maquettes/Light: tautology of image» – это попытка познать Даосскую мудрость, заключенную в понимании большего через малое.

«Произведения искусства содержат в себе путь познания, который мы отчаянно ищем в нашей жизни. В отличие от всех остальных форм искусства, фотография по своей природе – это всегда только часть, в этом и заключается её красота. То, что воплощено в фотографии, – это не «знание целого», а скорее «жажда знания целого», которое является идентичным тому, что происходит в нашей действительности». Фотографии архитектуры, в световых коробах создавали впечатление живых организмов, заключенных в рамки.

Не менее интересная часть фестиваля – работы 15 авторов, номинировавшихся на ежегодную денежную премию Discovery Award – «Открытие года». Каждого номинанта представлял уже вписанный в историю «Встреч» мастер. В их числе известный дизайнер Кристиан Лакруа (Christian Lacroix), который в 2009 году был приглашенным гостем.

Фотография Рималдаса Викшрайтиса

Рималдас Викшрайтис (Rimaldas Viksraitis), литовский фотограф, который уже на протяжении 20 лет фиксирует жизнь литовской деревни после коммунизма. Грустно и смешно одновременно. Фотографии несут эмоции и удивляют мастерством захватить момент жизни «врасплох». За серию этих фотографий ему достался главный приз. Представлял Рималдаса Викшрайтиса знаменитый британский фотограф Мартин Парр (Martin Parr).

В номинации «Авторская книга» денежная премия была присуждена фотопубликациям Anders Petersen et JH Engström. From back home издательства Bokforlaget Max Strom. В номинации «Историческая книга» – публикации Susan Meiselas. In History издательства Steidl Verlag.

Кстати, о книжках! В одном из огромных залов была отличная возможность бесплатно посмотреть множество книг, посвященных фото: от истории фотоискусства до великолепно оформленных портфолио отдельных авторов со всего мира.

А теперь о возможностях. Во время фестиваля проводятся семинары и мастер-классы, симпозиумы и еще много интересного в плане общения со знаменитыми фотографами. Уровень и темы мероприятий: от дискуссий на тему художественного статуса фотографии до технических подробностей съёмки и общения с галеристами. В 2009 году было проведено более 20 симпозиумов, с участием мастеров со всего мира. Информацию о прошлогодней программе можно найти здесь: http://stagephoto-arles.com/files/Progworkshops09eng.pdf

Программа 2010 года будет заявлена на сайте: http://stagephoto-arles.com, там же можно заполнить заявку на участие и ознакомиться подробно с преподавателями, ценами и содержанием курса. Обучение предполагает разную степень подготовленности: от начального уровня до профессионалов

Традиционная неделя Порфолио-ревью для начинающих или неизвестных пока фотографов – это хорошая возможность узнать мнение приглашенных специалистов от фотографии (издателей, директоров музеев и агентств, кураторов, арт-дилеров, коллекционеров), а в некоторых случаях – воплотить проекты в жизнь.

В течение двадцати минут портфолио получает критическую оценку, а также советы и необходимые контакты для продолжения дальнейшей работы и продвижения. В 2009 году эксперты выделили 5 талантливых фотографов, а итогом стала организация выставки их работ.

Для тех, кому интересно показаться мэтрам, есть on-line подписка на сайте www.rencontres-arles.com, где также можно узнать более подробную информацию. Все интересующие вопросы можно отправить сюда: photofolio@rencontres-arles.com

Подготовка к следующему фестивалю уже началась. «Встречи в Арле» ищут новые имена.

Ольга Савич

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*