Главная » Статьи » Итоги. О фотовыставке «Обычная жизнь»

Итоги. О фотовыставке «Обычная жизнь»

На фотовыставке «Обычная жизнь» зритель увидит многообразие жанров, стилей и направлений. Здесь есть постановочный и репортажный портрет, пейзаж и натюрморт, документальная съемка и фотомонтаж, цветная и черно-белая фотографии. Выставка проходит в двух залах: в кинотеатре «Центральный» и «Центре Видео» (ТЦ Столица). Всего представлено около ста работ. Очень много работ многих авторов не попало на выставку, но не потому, что фотографии были плохие, а потому что не хватило выставочных площадей. Поэтому, думаю, надо делать подобные выставки с периодичностью хотя бы раз в год.

«Обычная жизнь» — это коллективная выставка работ части выпускников фотокурсов, посещавших у меня занятия по «Практике фотографии». Можно сказать – отчетная… Одна из основных задач, которая ставится в период обучения – это прежде всего научить пониманию и ремеслу фотографии, чтобы при реализации творческих замыслов не возникало вопросов по технике воплощения.

Меня, конечно, интересует и дальнейшая судьба выпускников. Кто-то уходит в коммерческую фотографию, кто-то занимается творчеством, кто-то продолжает обучение, в том числе и за рубежом, а кто-то снимает для дома, для семьи…

Это мой первый опыт в качестве куратора выставки. Надеюсь, выставка понравится.

Из вступительного текста Вадима Качана
к фотовыставке «Обычная жизнь»

В Минске десяток курсов и школ, обучающих фотографии, и одно из первых мест занимают фотокурсы Татьяны Щетниковой. Вадим Качан — ведущий преподаватель на фотокурсах, он же выступил куратором итоговой выставки выпускников «Обычная жизнь». Такая выставка — это итог творческих усилий, которыми гордятся как ученики, так и их преподаватели. Идя на такие выставки, хочется увидеть радость открытия мира, восхищение жизнью, новое, доверчивое отношение и такую же честную открытую фотографию. И было обидно встретить так мало откровения и еще меньше честности. Не скажу, что выставка мне не понравилась. Она как физически, разделена на два зала, так, и по впечатлениям, одна часть отличается от другой.

Первый эпизод: торговый центр «Столица»

Смотрю фотографии. Сначала без оценки. Сюжеты: природа, перевертыши-отражения в лужах, маленькие фигурки людей на бескрайнем поле, тени на стенах, люди, стоящие перед большой дорогой спиной к зрителю, деревенские зарисовки в виде покосившихся домов и зеленых полей-лесов. Отдельное удивление вызвали слоны. Откуда они взялись? Понятно, что для кого-то эти слоны – обычная часть повседневной жизни. Но насколько я поняла из предыдущих сюжетов – речь идет о нашей обычной жизни. В общем, слоны меня удивили очень. Дальше – натюрморт с мишкой, длинные ноги девушки и маленькая собачка, старые улицы частного сектора (или тоже деревни), что-то странно-постановочное и «фотошопное» и в заключение — портрет. Довольно странный выбор сюжетов, и очень смешанное их расположение не производит должного впечатления и оставляет смутное ощущение спонтанного формирования экспозиции и отчаянной попытки показать все, что было.

Поясню. Сюжеты с деревней, полями, отражениями и дорогами довольно избиты. Кто только их не делал, как только их не интерпретировали! Можно предположить, что студенты учатся на своем опыте, и для них сделать именно эти фотографии – часть творческого пути и поиска себя в фотографии. Но невольно возникает вопрос: чем же отличаются эти поиски от тысячи других? Почему именно эти лужи и именно эти покосившиеся домики можно «зачесть» и показать на выставке? И с каждой просмотренной далее фотографией усиливалось странное чувство дискомфорта. Я все ходила и думала, чего же в них не хватает? Какую деталь я не могу найти и подставить в мозаику этого огромного разнообразия творческих подходов и интерпретаций мира?

И вот я, наконец, увидела фотографию, поразившую меня. Наталья Леванова, черно-белый снимок, на котором парень запечатлен в профиль за железными перегородками. Солнце озаряет лицо, он закрыл глаза, и все его существо предалось мыслям, мечтам, медитации, чему-то очень личному и внутреннему. Спокойствие и графичные линии – удачный красивый контраст, подмеченный чутким глазом фотографа. Ничего лишнего, ничего отвлекающего, только очень честный, откровенный взгляд, настоящее открытие человека и его внутреннего мира. Автор выстроила кадр по четко продуманной схеме, используя самый главный инструмент фотографа – солнце.

Честность – вот каким критерием, я решила оценивать фотографии выпускников. Довольно абстрактное и абсолютно нефотографическое понятие, абсолютно субъективная оценка. Но мне кажется именно такой честный откровенный и немного наивный взгляд на мир сможет помочь фотографу стать в дальнейшем автором и обрести свой уникальный стиль.

И еще одна серия фотографий, которая открыла что-то новое передо мной, как перед зрителем и ценителем прекрасного. Ирина Аркания и ее небольшая история о людях в дверном проеме. История позитивная, потому что людей с каждой фотографией становится больше. Эта работа – прекрасный пример авторской интерпретации уже известного сюжета с тенями, светом, дверными проемами и стенами. Небольшие монохромные фотографии, немного размытые, похожие на снимки начала ХХ века. Меня больше всего впечатлило в этой серии именно такая серийная трактовка сюжета и прибавление людей на снимках с постепенным удалением автора от предмета съемки. Возможно, с целью вместить в кадр всех участников событий, а, возможно, автор просто понял, что человек на первом снимке уже не один, и его, автора, присутствие уже не нужно. Лаконично и красиво. Свет очертил силуэты, а фотограф сумел показать эту красоту и нежность.

Второй эпизод выставки – в кинотеатре «Центральный»

Эта часть выставки порадовала намного больше. Фотографии Марины Батюковой мне встречались уже на других выставках, и всегда радовали открытым удивлением миру, как со стороны автора, так и со стороны героев ее фотографий. Ее черно-белые снимки с одной стороны очень графичны, и свет в них играет определяющее значение – выстраивает композицию и создает атмосферу. Мальчик на скамейке в костеле – это прекрасный пример нежности и тепла, спокойствия и защищенности, которое окутывает каждого прихожанина в церкви. Благодаря свету пространство костела стало маленьким и уютным, почти домашним. И другая фотография, где дети и их преподаватель оглядываются на что-то удивительное. Автор оставила загадку для зрителя, она не сказала и даже не намекнула на то, куда все смотрят. Но показала чувство, момент, восхищение, удивление миром и жизнью. Самое замечательное в этом снимке, что зритель видит в первую очередь детей, а потом такое же восхищение улавливает на лице у учителя. И все лица буквально озарены светом.

Другие репортажные фотографии меня впечатлили меньше, но стоит сказать, что в них авторы пытаются поймать момент и показать происходящее вокруг как открытие. И в этом случае пресс-фотография во многом выигрывает по сравнению с другими жанрами. Наблюдая за миром, так как это делает фотожурналист, можно сделать много открытий. Так, во всяком случае, я думала, пока не подошла к фотографиям на другой стене. Взгляд остановился на портрете лунной девушки в исполнении Вячеслава Курпатова. Рыжая, в черном платье, с прозрачной, цвета лунного камня, кожей она застыла в жесте нежного танца. Кажется, еще секунда и она продолжит свое плавное движение. Чарующая фотография и трогательное отношение автора к модели. Внимания заслуживает и цвет: гамма плавно переходящая от розового к рыжему, контрастные им черный и серый. Приглушенные тона, необыкновенный цвет кожи, который завораживает с первого мгновения, и самое главное – лицо и взгляд, направленный сквозь пространство.

Через какое-то время я вернулась на выставку

чтобы понять, какие все-таки чувства вызывает в целом у меня это событие. С одной стороны мои ожидания увидеть много открытий, много новых интересных работ не оправдались. От этого я стала довольно придирчиво оценивать все работы, представленные на выставке. Но, несмотря на такое отношение, некоторым фотографиям удалось достучаться до меня. Чуткое отношение авторов к миру, к окружающему их пространству, из которого они выхватывают важные и интересные моменты жизни, показывают не только реально увиденное, но и придуманное, созданное руками фотографа. Авторы передают этот мир честно, открыто и удивительно, так что им и этой фантазии веришь, и удивляешься вместе с автором. Такой результат фотошколы вдохновляет, но его слишком мало встретилось на этом большом общем экзамене. В основном только формальные этапы, которые проходит каждый фотограф, и которые, как мне кажется, можно оставить за кадром выставочного проекта.

Результатом фотокурсов,

преподавателями которых были уважаемые фотографы с именем, взглядом и своей творческой линией, хочется видеть нечто новое, например, Авторов, их свежий взгляд на мир и творческое исследование фотографии. Но здесь творчество превратилось в подражание и копирование, что само по себе не интересно. Студенты, словно не имея собственного зрения, смотрят глазами своих преподавателей. И курсы, по сути, вместо создания креативной атмосферы, представили зрителю результат уровня фотокружка, где все старательно выполнили технические задания и готовы идти работать в фотостудии службы быта.

И несколько слов о самой экспозиции

Собрание работ разных стилей, жанров и даже способов оформления вызывает легкое головокружение. Но не от необычности, а из-за хаоса: ощущение, что работает принцип экзаменационного просмотра — кто первый пришел, того и стенка… Сначала я думала, что во всем виновато выставочное пространство в т/ц «Столица», но в к/т «Центральном» ситуация не поменялась: все очень спонтанно и неорганизованно. У меня сложилось впечатление, что название выставки «Обычная жизнь» было выбрано как абсолютно универсальное, под которое можно уместить любую работу и любую концепцию. Это с одной стороны. А с другой, речь на такой выставке должна идти как раз о противоположном – о необычной жизни. Ведь если показывать обычную жизнь и обычную фотографию, то где же в этом случае прогресс, и для чего тогда собирать студентов и учить их. Чему? Всему тому же самому? Мне кажется это скучно…

На мой взгляд, выставка бы получилась более убедительной, не будь она разделена на два зала. Если бы из всего множества работ были выбраны по-настоящему авторские и честные. И если бы авторы выставки и авторы работ ставили перед собой другие цели и другие задачи – не научиться фотографировать, а научиться творить фотографию, честно, открыто, смело и своими глазами видеть мир вокруг.

Татьяна Федоренко,
искусствовед

P.S. В материале с некоммерческой и учебно-просветительской целью использованы фотографии участников выставки «Обычная жизнь», опубликованные на форуме портала Zнята! «Фотокурсы при Союзе дизайнеров»

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*