Главная » Статьи » Проект Миндаугаса Каваляускаса «Портрет Кражяй»

Проект Миндаугаса Каваляускаса «Портрет Кражяй»

Эта фотографическая работа посвящена описанию одного населенного пункта, который в некотором смысле может служить моделью литовской провинции. Во время учебы во французской Национальной школе фотографии в Арле и Национальной школе искусств в Париже Миндаугас Каваляускас был вдохновлен фотографиями Уолкера Эванса и особенно книгой Поля Стрэнда и Чезаре Дзаваттини “Un Paese”, в которой была показана жизнь маленькой деревушки Луззары. Проведя почти четыре года во Франции, США и Швейцарии, Миндаугас Каваляускас приехал в гости к своему другу в литовский городок Кражяй. Там фотограф увидел то, что напомнило ему Луззару Поля Стрэнда, описанную 50 лет назад: изменение экономических условий, старение населения, с тем только отличием, что в Кражяй все это было скрыто за широкомасштабной подготовкой к 750-й годовщине основания города, реконструкцией единственной оставшейся церкви, реконструкцией колледжа эпохи Ренессанса и т.д.

Оставив в стороне славное прошлое городка, Миндаугас Каваляускас обратил внимание на живущих там удивительных людей. Главным нервом местной экономики было производство и продажа молока, что занимало почти все местное население. Молодежь зарабатывала на мобильные телефоны сушкой сена, а семьи прокладывали свой путь в Европу, продавая тонны молока за невероятно низкие, как они полагали, цены. На праздник Св.Роха в Кражяй приезжали родственники со всех концов мира, что пробуждало гордость и сильное самосознание. В Кражяй можно было столкнуться и с различными историческими парадоксами, например, бывший дом НКВД использовали под ресторан, где в основном проводили поминальные обеды. Молодежь и целые семьи уезжали работать за границу, решаясь начать новую жизнь в полной социальной неизвестности. Хор, молодежные клубы, клубы престарелых давали возможность местным почувствовать себя культурными людьми.

Литовская школа фотографии, возникшая в 1960-х гг. и являющаяся самым влиятельным фотографическим стилем Центральной и Восточной Европы, всегда уделяла достаточно внимания фотографированию сельских жителей. Но в отличие от типичных для литовской школы сюжетов и в отличие от типичных преувеличений, свойственных фотографии европейской провинции конца 20-го века, в подходе Миндаугаса Каваляускаса нет экстремальных репрезентаций: нет ни романтизированного образа религиозной жизни, ни брутальных образов вечно пьяных и отчаявшихся сельчан. Для работ Каваляускаса характерен трезвый фотографический взгляд, сформированный на традиции Роберта Франка и Гарри Виногранда, которые не стремились запечатлеть решающий момент, но уделяли внимание самым типичным ситуациям.

С помощью своей жены-социолога Кристины Юраите (Kristina Juraite), Миндаугас Каваляускас также собрал множество интервью с жителями Кражяй. Так, простое желание сделать парочку портретов на память превратилось в долгосрочный проект, начавшийся осенью 2001 и продолжающийся до сегодняшнего дня. Можно сказать, что окончательная форма этого проекта заключена в следовании ходу времени: люди стареют, младенцы становятся подростками, руины превращаются в дворцы, лето переходит в зиму. Проект “Портрет Кражяй” был показан уже во многих местах: в музеях, галереях, библиотеках, в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Купишкисе, Паневежисе, Друскининкае, а также за границей в Финляндии, Швеции, Польше, России, Германии, Франции, Швейцарии и Австралии. Светлана Полещук

Перевод подготовлен Светланой Полещук

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*