Главная » Статьи » Портфолио-ревю как примета времени

Портфолио-ревю как примета времени

Первое портфолио-ревю в Беларуси, организованное Центром фотографии в Минске при содействии Посольства Швеции в Беларуси, Шведского института в Минске прошло в галерее «Лабиринт» Национальной библиотеки Беларуси 20 февраля 2009 г. Мнение десяти экспертов из Беларуси, России, Литвы, Финляндии и Швеции смогли оценить двадцать два участника форума. На пресс-конференции, приуроченной событию, зарубежные и белорусские специалисты также дали свою оценку уровню предоставленных портфолио и, в целом, белорусской версии портфолио-ревю.

Алексей Шинкаренко, руководитель Центра фотограф в Минске (Минск, Беларусь):

– Идея провести портфолио-ревю родилась так. В этом году, благодаря поддержке Посольства Швеции и Шведского института в Минске, группа из Беларуси посетила с культурным визитом Стокгольм. Мы как раз были приглашены посмотреть практику прохождения портфолио-ревю, которое происходило в Стокгольме в ноябре месяце. Находясь на мероприятии, мы и подумали, что подобный пример был бы интересен и полезен для белорусских фотографов. В итоге подобное мероприятие состоялось сегодня и в Минске.

Елена Касько, координатор программ Посольства Швеции в Беларуси (Минск, Беларусь):

– От лица Посольства Швеции в Беларуси, которое очень любит фотографию, и проводит много фотографических мероприятий, я рада приветствовать здесь наших шведских фотографов, кураторов, финских, белорусских. И, конечно, нам приятно, что портфолио-ревю именно из Швеции пришло к нам в Минск. Портфолио-ревю – это одно из мероприятий целой недели фотографических событий, которые мы проводим совместно с рядом партнеров – со Школой фотографии в Минске, с фотошколой «Культурама», с Центром фотографии в Швеции. В Витебске 14 февраля мы открыли неделю Шведско-белорусской фотографии. В течение срока было показано несколько выставок белорусских фотохудожников. Также большая выставка открылась 18 февраля в Витебском центре современного искусства. И портфолио-ревю – это продолжение нашего сотрудничества с минской школой фотографии, которое началось в прошлом году.

Михаил Педан, фотограф, художественный руководитель школы высшего фотографического образования «Культурама» (Стокгольм, Швеция):

– Естественно, ситуация портфолио-ревю отличается от ситуации с подобным мероприятием в Швеции или в другой стране: ведь портфолио-ревю в Швеции отличается от портфолио-ревю в Нью-Йорке тоже. Каких-то конкретных ожиданий у нас не было, потому что мы не знали какие фотографы придут, что они будут показывать. Подобные мероприятия они, как правило, открыты, и любой фотограф любого уровня может придти и показать свои работы. Поскольку этот поток нерегулируемый, и это смысл подобных мероприятий, то всегда есть момент неожиданности, а неожиданности могут быть и вверх, и вниз, и в сторону. Наверное, для белорусских фотографов ситуация отличается тем, что она не так завязана на экономическую сторону. Вряд ли кто-то из них получит от нас работу. К тому же, мы не издатели, не редакторы журналов. В основном, насколько я понял после наших встреч сегодня с фотографами, портфолио-ревю для них – это возможность в первую очередь получить критику. Получить критику от фотографов и кураторов с другим взглядом, которые работают в других областях, в других странах и т. д.

Думаю, это всегда хорошо для развития фотографии независимо от того, в какой стране, в каком городе, и какого уровня фотографы. Наличие критики вовсе не гарантировано ни здесь, ни в Стокгольме, ни в Берлине. Все занимаются своей работой, делают свою работу все конкуренты, но никто ничего особенно не обсуждает друг с другом. Поэтому, думаю, что такие портфолио-ревю, в первую очередь, важны именно получением компактной и, надеюсь, более-менее хорошо сформулированной критики от большого количества специалистов. К тому же, надеюсь, мы говорим совершенно разные вещи.

Что касается цены за участие у нас, то в Стокгольме, когда проходило потфолио-ревю для членов Центра фотографии это стоило 900 крон – где-то 90 евро, и для тех, кто не является членами центра, – 120 евро. Это было за два дня. И собственно, это деньги являются фильтром. Потому что больше чем 60 человек принять за два дня практически невозможно. Кроме того, помещение стоит денег и проч. Центр фотографии на этом не зарабатывает – это просто необходимые средства, чтобы ситуация окупилась. И в Стокгольме много фотографов, которые не могут себе этого позволить. Не смогли придти многие мои бывшие студенты. Такова жизнь.

Следует еще отметить, что существует такой вид портфолио, когда люди ищут работу. Не стоит обнадёживаться, что стоит принести такой вариант в крупную западную контору, и фотограф тут же получит работу. Люди там оставляют своё портфолио, через два дня забирают его, и в лучшем случае на вашей папке наклеена желтенькая бумажечка с надписью «спасибо», или «звоните», или «не звоните никогда». И это вся реакция. Что понравилось, что не понравилось – узнать, конечно, невозможно. Поэтому услышать мнение галериста, редактора, куратора на портфолио-ревю – это важно. Это те немногие координаты, которые можно получить, так как в остальном ты сидишь сам и высчитываешь что пошло, что не пошло, почему ты никому не нужен.

Заменяет ли портфолио-ревю критику? Первое, что делают и фотографы, и музыканты, и актеры на следующий день после премьеры, вернисажа, – сидят возле двери в 5.00 утра и ждут, когда упадет газета в их почтовый ящик. Это не меняется с годами, это не зависит от того, насколько твои успехи велики, или это первая выставка. Нам всем хочется аплодисментов и приятных слов. Нет, портфолио-ревю – это не арт-критика, это специалисты, с которыми иначе ты не побеседуешь. Арт-критика – это реакция на что-то свершившееся. Сделать выставку, это не портфолио-ревю, это не то, что я пришел куда-нибудь, повесил мои картинки, и туда же пришли критики. Во-первых, картинки не повешу, во-вторых, критики не придут. Они сейчас и на большие выставки не ходят. Они сидят в Интернете и что-то просматривают. Возможно, они придут на очень большие выставки. Поэтому – критика и порфтолио-ревю – это разные вещи.

Лив Штольц, куратор CFF – Центра фотографии (Стокгольм, Швеция):

– Вообще, я считаю, что белорусское портфолио-ревю достаточно схоже со шведским. Потому что мы имеем дело с фотографами, которые работают в различных фотографических жанрах, и которые также находятся в различных фазах своего развития. Некоторые только начали заниматься фотографией, а некоторые уже далеко продвинулись в своем жанре. Я думаю, что в этом и заключается смысл портфолио-ревю, что это всегда сюрприз, всегда неожиданность. Это открытое место для впечатления.

Часто говорят о том, что получают фотографы от этого. Но я также хочу поговорить о том, что получаем мы эксперты, ревьюеры. Это уникальная возможность для меня как куратора за достаточно небольшой промежуток времени увидеть концентрировано, массово работы многих фотографов.

Конечно, нельзя ожидать, что это будет разговор о больших художественных достижениях на высоком уровне. Тем не менее, это может вести к дальнейшему развитию, и также я получаю небольшой краткий обзор, краткое ознакомление с ситуацией среди белорусских фотографов.

Всегда хорошо слушать критику и различные точки зрения, и, будучи художником, необходимо также получать, скажем так, навигацию в различных художественных решениях. Это важно в художественной практике – точно знать что делаешь и почему ты это делаешь. Такая ситуация, когда ты общаешься с ревьюерами, слушаешь их мнение, может быть новой тропой, может быть катализатором, для того, чтобы человек определился в дальнейшем.

Митро Кауринкоски, директор фотогалереи «Ипполит» Союза Фотохудожников Финляндии (Хельсинки, Финляндия):

– Об основах портфолио-ревю здесь уже рассказали. Может быть, добавил бы, что мне интересны именно разговоры, дискуссия с фотохудожниками, познакомиться с белорусским контекстом. И вижу, что портфолио-ревю имеет большое значение в каждом контексте для развития дискуссии фотоискусства, как образовательная часть. Во второй половине дня я еще встречу много художников, но до сих пор были интересные встречи.

Миндаугас Каваляускас, директор фестиваля фотографии «Каунас фото»(Каунас, Литва):

– В принципе, я предложил некоторым фотографам присылать нам свои фотографии в конкурс Каунасского фестиваля, который мы провозгласим в начале марта. Думаю, что мои воспоминания об этом ревю будут очень хорошими, поскольку в последние годы мне пришлось бывать на нескольких портфолио-ревю, которые были очень плохими. Когда это говорю, я имею в виду, что иногда нет какой-то возможности увидеть, сказать, поделиться. Здесь меня поражает очень высокий процент энтузиазма: что люди не только умеют, хотят фотографировать, стремятся делать это лучше и лучше, но в том смысле, что они открыто принимают то, что можно назвать не критикой, а рекомендацией. Иногда мы встречаемся с позицией, которая типична для Восточной и Центральной Европы: что фотографы думают, или знают, что знают как обстоят дела. Вот это чувство, что мы здесь лишние, – такого я здесь не почувствовал. Думаю, для многих из нас, фотографов (я сам фотограф, но в этом раз я сижу на другой стороне столика) это будет очень взаимно-продуктивная встреча. И надеюсь, что несколько фотографов, которых я видел здесь, будут в конкурсных фото, быть может, и на выставках.

Дмитрий Король, фотокритик, куратор выставок фотографии галереи «NOVA» (Минск, Беларусь):

– Вообще-то, нужно сказать об этом слове – открытие. Примерно говорить сейчас об общей картине не возьмусь – нужно, чтобы это как-то улеглось немножко, но слово открытие – ключевое слово. Думаю, что уникальность такого типа события для нашей ситуации в том, что оно совершенно неожиданно для нас самих связывает нашу фотографию при всей ее разности заново с миром. С каким-то мировым контекстом. Есть некое определенное ощущение того, что можно назвать изолированностью белорусской фотографии, а у этого есть свои причины – исторические, социальные. Я исхожу из того, что фотограф – это человек, который одновременно находится в одиночестве, он работает один, а с другой стороны – человек, который почти всегда хочет общения. Он ожидает этого общения, ожидает реакции, поскольку он создает такое визуальное послание, которое адресует миру, и понятно, что фотограф ожидает отклика. Думаю, портфолио-ревю, при всей условности, ограниченности формата этого общения, тем не менее, является вот таким способом, который открывает фотографа миру, дает ему возможность общаться не только с тем, кто его учит, но и с тем, кто появляется откуда-то издалека – и ты неожиданно получаешь возможность вступать с ним в беседу.

Случайность этой встречи она чем-то связана со случайностью фотографии вообще как момента фотографирования.

Я думаю, что в этом есть какой-то особый символизм. То, что создает общую атмосферу у людей этого сообщества некой близости. Думаю, что у этого события должно быть продолжение – продолжение этих встреч уже не в формате портфолио-ревю, но в виде каких-то проектов, которые мы все ожидаем. При нашем намерении они должны получаться и развивать эту ситуацию встреч. Встреча не должна быть единичной. Она должна быть началом чего-то, что произойдет потом, чтобы выстроить какой-то новый план будущего.

Игорь Савченко, фотограф (Минск, Беларусь):

–У меня сложились благоприятные ощущения от этих встреч. Главным образом из-за того, что всякий раз, хотя люди все разные и разная фотография и понимание фотографии, но всякий раз есть предмет для разговора, всякий раз есть о чем говорить – и это разговор всегда оказывался обоюдным – это мне показалось самым значимым и важным результатом. По крайне мере пока.

Сергей Крыштапович, художник (Минск, Беларусь):

– Для меня это тоже было открытие, именно потому, что я не фотограф, теоретик фотографии, искусствовед, я – художник. И, наверное, абсолютно правильно, что организаторы пригласили для интервью разных специалистов – область фотографии она достаточно понятна. Наверное, и с позиции художника можно давать рекомендации.

Мне, я посмотрел по списку, особенно повезло – большее количество девушек записалось ко мне. Не знаю, с чем это было связано, но так вот получилось – этому очень рад. В целом, меня очень восхитила поэтическая составляющая, лирическая тонкость тех снимков, которые были предложены для моего рассмотрения. Так что, женский взгляд присутствовал, но он присутствовал как у очень серьезных художников.

Были и молодые люди, которые представляли свою точку зрения на мир, на репортаж, на акт, на портрет. Я могу сказать обобщенно, что уровень этих работ не просто ученический, даже для тех, кто сравнительно недавно стал заниматься фотографией, – это очень профессиональный уровень в плане формулирования задачи и решения образа. Так что я рад, что это событие состоялось, желаю ему продолжения, и уверен, что и для живописи, визуальных искусств подобная форма обсуждения, лично для меня будет являться сейчас обязательной. Поскольку наша белорусская критика к величайшему сожалению направлена на то, чтобы хвалить любую выставку, любого художника, а для творческого роста нужна отстраненная форма анализа – мы будем точно также приглашать для подобного рода мероприятий экспертов из-за рубежа.

Игорь Мухин, фотограф (Москва, Россия):

– Скорее всего, все люди, которые показывали портфолио, находятся в начале пути. Здесь интересно, что можно чуть перенаправить, дать какие-то параметры и может кому-то одному, двум помочь. Сама форма актуальна, потому что раньше была система фотоклуба, где все время происходило обсуждение работ. Сейчас все изменилось, люди ушли в Интернет вроде бы за общением, но почему-то это иногда не срабатывает. Все-таки живое общение очень важно, и можно сказать, что столько людей приехало, хотя можно любого найти в Интернете, – но все-таки важно поговорить вот так – глядя в глаза. Это оказалось важным. Понятно, что на потрфолио-ревю должны приезжать фоторедакторы. Люди, которые ищут фотографа для публикации, либо для последующей работы, если это галерея. Я могу только дать совет. Не знаю, помог кому-то, не помог.

Так же, мне хотелось бы сделать замечание, поскольку в Интернете было обсуждение, что конкурс платный, и это несправедливо. По этому поводу скажу, что сейчас самые ведущие конкурсы в Интернете – тоже платные. И каждую фотографию представить в конкурсе стоит 15 или 30 долларов или евро, а каждую последующую – столько же. Но при этом тебя смотрят мировые эксперты, директора музеев, ведущие фотографы… Деньгами, таким образом, отрезается масса любителей. Первое портфолио-ревю в Москве проходили таким образом. Было случай, когда приезжал человек из «Тайм», фоторедактор, а ему показывали бабочек. Человек снимает из Новосибирска – фотограф искренне приехал, что поделаешь. Но есть несоответствие, потому как и из Вашингтона тоже приехал человек. Так вот, деньги, оказывается, они немножко помогают. И на подобные мероприятия приходят профессионалы – те, кому это нужно. Те, в контексте обсуждения.

Дмитрий Сурский, дизайнер, председатель Союза дизайнеров, шеф-редактор журнала «Pro Design» (Минск, Беларусь):

– Мне тоже очень интересно это событие, потому что эта практика может быть востребована и нашей организацией. Потому что, когда речь идет о пропаганде профессии, каком-то творческом обмене, то такая форма оказывается очень доступной и востребованной. Если давать этому мероприятию больше рекламы, играть на понижение в цене, то желающих было бы больше. А что касается самого предмета обсуждения… очень сложно определить границы между искусством, ремеслом, и хобби в фотографии. Потому что ремесло, на самом деле, будет самым затратным – нужна хорошая техника, хорошее оборудование, нужно как-то крутиться, а искусством можно заниматься, не имея ничего – просто мыльницу, или мобильный телефон. Такие коллизии достаточно серьезные в этой сфере – и они требуют какого-то обсуждения, анализа, исследования. А в целом, этот диалог, дискурс, который состоялся между интервьюируемым и между экспертом, полезен обеим сторонам. Потому что сегодня критика умирает не только в фотографии, а и в искусстве, архитектуре. Потому что о плохом просто не говорят, а хорошее просто хвалят, и поэтому уже эта профессия оказывается невостребованной. Здесь же мы все время меняемся ролями – эксперт может покритиковать человека, принесшего свои работы, а он, в свою очередь, может покритиковать эксперта, и вот это, скажем, равноправие, на самом деле, и есть примета времени.

Алексей Шинкаренко, руководитель Центра фотографии (Минск, Беларусь):

– Ценовой фактор, действительно, скорее оказал значение фильтрующее. Благодаря ему у нас появляется возможность провести портфолио-ревю на хорошем уровне. Чего хотелось бы, чего ожидаем, в целом от фотографии – чтобы она выходила на должный уровень, выходила из подвального состояния, и существовала как должна существовать.

Портфолио-ревю, вне сомнения, – это возможность определить полярное поле. Фотограф получает разносторонние взгляды даже на одну и ту же вещь. Он сталкивается с тем, что оценка фотографии также субъективна, и как бы то ни было, ему нужно формировать свою позицию. Потрфолио-ревю – это хорошая планка, чтобы двинутся с чистого листа дальше. И фотограф может выбрать любое направление, в том числе, не связанное с тем, чем он занимался раньше. Может произвести такую реакцию – что очень ценно. А то, что вопрос с фактом наличия портфолио стоит – это правда. Как он существует и в Москве, хотя, пожалуй, из-за того, что там есть рынок, следовательно, портфолио требуется фотографам, – у многих оно есть как атрибут профессиональной деятельности. В Минске с этим проблема. И многих не столько испугали формообразующие причины, сколько то, а что, собственно, можно показать экспертам?

Хотя в будущем хотелось бы более демократичного и доступного портфолио-ревю.

Записала Дарья Амелькович

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*